"Эвакуация и поведение людей при пожарах"

В.В. Холщевников, Самошин Д.А.

Учеб. пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – 212 с.

 

Глава 1. Исходные понятия и определения

Приведены критерии безопасной эвакуации людей – своевременность и беспрепятственность. Рассмотрены опасные факторы пожара и методы их расчета. Приведены основные особенности поведения людей при пожарах, в том числе психофизические механизмы паники, условия ее возникновения и предотвращения. Дано описание экспериментальных методов и методов натурных наблюдений людских потоков. Рассмотрены структура людского потока и параметры, которые его характеризуют – плотность, скорость, интенсивность движения и величина людского потока.
Рассмотрены основные требования, предъявляемые к эвакуационным путям и выходам нормативными документами по строительству. В местах начального размещения людей нормируются расстояние от наиболее удаленной точки до выхода из помещения, ширина путей в пределах помещения, ширина выходов, предельный этаж размещения и вместимость помещений с массовым пребыванием людей. Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, вместимость тупиковых коридоров, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку. При эвакуации по лестницам и пандусам нормируются уклон, ширина, ширина дверей при входе в лестничную клетку (на пандус) и при выходе из неё, количество и размер ступеней в марше лестницы, наличие перил и ограждений и др. Во всех случаях нормируется высота путей эвакуации, направление открывания дверей, рассредоточенность, освещенность и др.
К главе 1 подготовлено 4 приложения.

Глава 2. Закономерности движения людских потоков

В данной главе рассматриваются кинематические закономерности движения людских потоков в следующих ситуациях:
1. Движение через границы смежных участков пути;
2. Слияние людских потоков;
3. Переформирование и растекание людских потоков;
4. Слияние и растекание на участках ограниченной длины;
Анализируются психофизические закономерности связи между параметрами людского потока. Для их установления использовались данные, полученные в ходе десятилетий исследований людских потоков, что позволило собрать статистические данные, превышающие 30.000 замеров параметров людских потоков при движении по различным видам пути. Описано влияние плотности людского потока на скорость при движении по различным видам пути. Также рассмотрено влияние эмоционального состояния людей на скорость их движения. Обращено внимание на стохастичность движения людского потока. Приведены как детерминированные зависимости между параметрами людского потока, так и параметры, описываемые с помощью случайной функции.
Рассмотрено движение людей с физическими ограничениями (т.н. маломобильные группы населения) при движении по различным видам пути в составе потока. Приведены параметры, описывающие движения людей с дефектами слуха (группа М1), немощных людей, мобильность которых связана со старением организма, инвалидов на протезах и инвалидов по зрению (группа М2), людей, использующих при движении костыли и палки (группа М3) и людей, передвигающихся на креслах-колясках (группа М4). Кроме того, рассмотрены особенности эвакуации немобильных людей.
К главе 2 подготовлено 2 приложения.

Глава 3. Моделирование и расчет движения людских потоков.

В данной главе рассмотрены модели движения людских потоков, использующиеся для проектирования путей эвакуации.
Приведен пример расчета людских потоков с помощью графоаналитического метода, предложенного профессором С.В. Беляевым в 1938г.
Рассмотрена модель движения людского потока однородного состава без растекания головных частей. Модель основывается на том, что головная и замыкающая часть потока состоят из небольшого количества людей относительно основной части потока, поэтому поток рассматривается в виде прямоугольника. Проанализирована модель движения людских потоков с растеканием их головных частей. В данной модели учитывается растекание головной части и последующее переформирование частей потока с различной плотностью, что позволяет точней оценить параметры движения потоков, но делает расчеты более трудоемкими.
С помощью ЭВМ реализована модель людского потока ADLPV (анализ движения людских потоков, вероятность). Приведены примеры расчета и их сопоставление с результатами, полученными с помощью моделей для ручного счета. Проанализированы причины расхождения результатов.
Рассмотрено моделирование свободного движения людей в потоках (при значениях плотности, не оказывающей влияния на скорость движения). Приведены примеры расчета движения людей по территории города из блока общественных зданий.
Рассмотрены принципы составления алгоритма поэтапной эвакуации людей из высотных зданий в т.ч. с помощью лифтов. Приведены примеры расчетов параметров людских потоков при:
пересечении границы смежного участка пути;
слиянии людских потоков;
образовании скоплений людей;
Также приведен пример расчета времени выхода людей с участка эвакуационного пути при образовании скоплений в месте слияния людских потоков. Приведен пример расчета количества людей, формирующих скопление, а также пример определения параметров людского потока на участке пути после образования на его границе скопления людей;
К главе 3 подготовлено 4 приложения.

Глава 4. Нормативные требования обеспечения безопасности эвакуации людей из зданий и сооружений.

Рассмотрена история нормирования эвакуационных путей и выходов, начиная со строительных правил Санкт-Петербурга 1886г. Приведены условия безопасной эвакуации людей – своевременность (эвакуация до наступления критических значений опасных факторов пожара) и беспрепятственность (эвакуация без образования высоких травмоопасных плотностей потоков). Приведены нормативные требования к времени начала эвакуации. Рассмотрены характерные временные этапы, отражающие развитие пожара и процесса эвакуации людей: инерционность систем пожарной автоматики, время включения системы оповещения оператором, время передачи сообщения, время, необходимое на подготовку к эвакуации, собственно процесс эвакуации и спасение людей, не успевших эвакуироваться за необходимое время.
Приведены значения параметров движения людских потоков, использующиеся для расчета и нормирования безопасной эвакуации людей. Рассмотрены инженерные и законодательные основы поэтапной эвакуации людей из высотных зданий, в том числе с использованием лифтов.
Критически рассмотрены существующие подходы к расчету пожарных рисков и разработаны предложения по устранению существующих неточностей.
К главе 4 подготовлено 3 приложения.
 

 

© 2002 - 2015. "Эвакуация при пожаре"
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Эвакуация при пожаре" обязательна.

Яндекс.Метрика