РАСЧЕТ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ.
РАСЧЕТ ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ КОМФОРТНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ЛЮДЕЙ


Целью расчета путей эвакуации является проверка соответствия размеров эвакуационных путей и выходов требованиям безопасности. Критериями безопасности являются своевременность эвакуации (эвакуация до наступления предельных значений опасных факторов пожара) и беспрепятственность (движения без образования высоких травмоопасных плотностей, обеспечиваемое достаточной пропускной способностью путей эвакуации и эвакуационных выходов). Коммуникационные пути (помещения) в здании занимают до 30% процентов рабочей площади зданий, поэтому выбор их рациональных размеров имеет отношение не только к безопасности людей, но и к экономике строительства. Отметим, что расчет может проводится и для нормальных условий функционирования здания для обеспечения требуемого уровня комфортности движения людей.
Расчет, как правило, производится в следующем порядке.
1. Определяется общая постановка задачи, например обеспечение заданного времени движения людей или плотностей людских потоков, что связано с травмоопасностью при возникновении чрезвычайной ситуации или комфортности передвижения в нормальных условиях.
2. Определяется расчетная численность людей.
3. Выбираются наиболее вероятные пути движения людей, что представляет довольно сложную задачу, поскольку объективных методов пока не существует. Здесь необходимо учитывать следующее. Люди стараются двигаться к более широким и хорошо заметным выходам, использовать знакомых маршрутов движения (покинуть здание по тому же пути, по которому пришли), идти в противоположную сторону от очага пожара, хотя при этом они могли бы покинуть здание быстрее, двигаясь в сторону очага пожара и др. Поэтому, как правило, целесообразно оценить несколько вариантов. Более точно спрогнозировать направления движения людей можно на уже функционирующем объекте с учетом сложившегося режима его эксплуатации.
4. Определяются размеры коммуникационных путей, причем при решении ряда задач следует использовать т.н. эффективную ширину участка пути, часть пути, реально используемую для движения (например, люди не прутся о стены коридоров и т.п.).
5. Производится расчет параметров движения людей. В настоящее время для расчета путей эвакуации используются формулы ГОСТ 12.1.004-91* (в специальных случаях - МГСН 4.19-2005). Отметим, что 3 расчетные формулы ГОСТ не позволяют точно рассчитать пути эвакуации здания ввиду значительных погрешностей расчета, что как следствие, ведет к недооценке пожарной опасности принятых проектных решений.
6. Анализируются полученные результаты. Прежде всего проверяется соответствие результатов расчета допустимым значениям времени эвакуации и плотности (с учетом риска получить травмы или уровня комфортности). Если заданные параметры оказались превышены, определяются места, в которых образовались скопления людей, движение происходит слишком медленно, а плотность людского потока высока. В этих местах следует путем расширения соответствующих участков обеспечить такой ход процесса эвакуации, который отвечал бы заданным условиям. Наоборот, если в результате расчета значения имеют запас, то возможно сокращение размеров тех участков здания, которые могут дать наибольший экономический эффект.
Анализ параметров коммуникационных помещений производится по результатам расчета как в чрезвычайной ситуации, так и в нормальных условиях.

По материалам учебного пособия: Предтеченский В.М., Милинский А.И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. - М.: Стройиздат, 1979 – 375с.

© 2002 - 2015. "Эвакуация при пожаре"
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Эвакуация при пожаре" обязательна.

Яндекс.Метрика